Basalt fiber and products on its basis - Полоцк-Стекловолокно
Joint Stock Company «Polotsk-Steklovolokno» World experience in glass fiber production and products on glass fiber basis Rus 中國 日本の

Basalt fiber and products on its basis

JSC “Polotsk-Steklovolokno” has started to manufacture a new product - basalt fiber and items on its basis (roving, chopped fiber, fabrics, thermal insulation materials). As a raw material serve rocks of basalt group. Basalt is a natural substance having high strength, resistance to application in corrosive medium and the products that are made from basalt have long operation life. In comparison with other composite materials, basalt fiber is a more ecological product. 

Operating temperature of basalt materials ranges from - 260°С to + 700°С, during a single temperature exposure it reaches up to 1000°С.

At present basalt fiber catches greater interest of the market of composites and it’s viewed by specialists as one of the most perspective composite material with a unique combination of properties. Due to its mechanical characteristics basalt fiber occupies intermediate position between glass fiber and carboxylic fiber with relatively inexpensive price. This product is highly attractive for customers who have limitations on the incoming price but at the same time they put special emphasis on high mechanical properties. From all the fibers presented on the market of composites carboxylic fiber possesses the highest mechanical characteristics while E-glass has the cheapest price. 10% increase in mechanical properties is known to lead to price growth that is unlikely be equal to 10%.When we talk about different special types of fibers, such as glass with higher mechanical properties, high modular glass (S-2) or aramid glass, one can trace the following tendency: 10% of changes in strength lead to nearly 200% price boost. At the same time basalt fiber shows 25% strength increase and 15% elastic modulus improvement in comparison with E-glass whilst it has lower cost against the prescription of the line trend.

Serious research of production area of continuous basalt fiber started simultaneously in the USA and in the USSR in the 60’s. The target of the work lied in finding high-performance basalt fiber for rocket engineering. But in the 70’s specialists rejected this idea and concentrated on the development of a special high modular glass and, as a result, S2-glass was created. In the USSR works with basalt fiber continued up to the end of the 90’s, they took place mainly in Ukraine. Feeders were constructed in Russia, Georgia and Kazakhstan. Following the disintegration of the USSR, centralized financing of work was ceased. With knowledge, technology and investment level, fiber capable of combining reasonable price, as compared to glass fiber, and quite high mechanical characteristics was not developed. Moreover, it was obvious that a huge part of the prime cost of basalt fiber was occupied by energy resources and labor force expenses that, apart from technological problems, made the production of this fiber inefficient in the regions with costly natural gas, electricity and high remuneration of labor, i.e. in Europe, the USA and Japan. 

As a result, in the end of the 90’s several factories in Ukraine and Russia used to produce low-grade continuous fiber for application chiefly to thermal and fire insulation, to be more precise, when customers didn’t require high mechanical properties. Only at the beginning of the 21st century after the establishment of a number of enterprises (in Russia, Austria, China, Ukraine), after achievement of technological perfection, the development of modern impregnation and construction of big furnaces with 400-800 tip bushing, the situation was improved and the enterprises started a regular production of continuous fiber of high performance with great mechanical properties, perfect adhesion to resins, low level of difference in length and quite an appealing price. Currently this brand new product appeared on the Belarusian market and its manufacture was mastered by JSC “Polotsk-Steklovolokno”, it caters both for the domestic market and for export supplies.     

Properties and Advantages of Basalt Fiber

Basalt fiber has a universal set of heightened characteristics that mark it out among other fibers applied in the industry of composites. If each single benefit is taken separately it’s possible, without a doubt, to find some materials that are more efficient than basalt. But if a customer demands a scope of characteristics, basalt becomes a perfect solution due to quality-price ratio. Properties of basalt fiber significantly excel qualities of E-glass and put it closer to the features of special fibers such as S-glass, chemical-resistant glass, quartz fiber. Basalt fiber and products on its base have higher natural strength, resistance to corrosive environment, long life time, as well as perfect electric and thermal insulation properties.

The key advantages: 


  • Wider range of temperature application (working temperature up to 700o C). This attribute helps to use the material for thermal insulation of different equipment in areas where high temperature insulation is required and also for fire barriers as a fireproof material.
  • Higher chemical resistance in acid and alkaline medium, sea water, as compared to E-glass. This property of basalt fiber opens wide horizon for the application in constructions that work under the influence of moisture, saline, chemical and alkaline medium. This will enable consumers to replace metal structures and parts that under the influence of chemically active medium are subject to corrosion, with light, solid and corrosion resistant products made from basalt fiber. Thus, different forms of basalt fibers can be used for reinforcement of concrete. Being made from geological materials, basalt fiber does not react with salts or colorant, that’s why concrete solutions with fiber addition can be employed in the construction of marine structures, in architectural and decorative concrete. In covering of roadways fiber protects concrete and fittings from the penetration of deicing salts and aggressive substances; it also enlarges retained strength and resistance to freezing-defrosting, increases roughness of the surface. Chemical resistance of basalt fiber is also one of the competitive advantages for its usage while making filters for chemical and metallurgy industry as well as for the production of different containers for chemical industry and utility.   
  • 25% higher strength in comparison with E-glass.
  • 15% higher Young’s modulus of elasticity in comparison with E-glass.
  • Ecological friendliness of the material. Full compliance with REACH. The finished product does not contain any hazardous substances and totally corresponds to REACH protocol as well as to other sanitary standards.
  • Long operating life. Life time of materials is 50 years. Usage of such materials helps to be economical due to long operating life, and it also strengthens safety of industrial objects maintenance. 
  • The material is resistant to vibration. This quality stimulates its usage for turbine insulation.
  • The material is not exposed to the impact of mould and other microorganisms.
  • Low price as opposed to high cost of special purpose glass.

Basalt products manufactured at JSC “Polotsk-Steklovolokno” and field of their application


BASALT ROVING

Application:

  • Production of basalt fabrics;
  • Manufacture of geotextile meshes and webs that serve for reinforcement of asphalt covering;
  • Fabrication of automotive composite materials;
  • Making of pipes for oil and gas industry as well as for flue-pipe chemical industry.
  • Manufacture of basalt plastics and basalt plastic fittings;
  • Production of needle felts for thermal and sound insulation, etc.

 

Type

BS16 1200Н-76(200)

BS16 2400Н-76(200)

Filament nominal diameter, mkm

16±1

Nominal linear density, tex

1200

2400

Tolerance in linear density, %

±5

±5

Tensile strength, not less than, mN/tex (gf/tex)

396(40)

396(40)

Loss on ignition, %, not less than

0,6

0,6


CHOPPED BASALT FIBER

Application: 

  • as a reinforcing additive for fibrous concrete,
  • production of brake blocks;
  • manufacture of needle felts, 
  • production of composite materials.

 

Type

     BS16  6  76

 BS16 12  76

 BS16 24 76

Filament nominal diameter, mkm

16±1

Chopping length, mm

6±1

12±2

24±2

Loss on ignition, %, not less than

0,6

Moisture, %, not more than

0,1


BASALT YARN

Application:

  • Production of various woven and non-woven materials (fabrics, tapes, cords, etc.)
  • Manufacture of composite materials on the basis of epoxy, phenol, polyester and other bindings. 

Basalt Yarn BS12 110 Z20 76

Nominal linear density, tex

110

Tolerance in linear density, %

+5  -7

Number of twists per 1 m

20

Tensile strength, mN/tex (gf/tex)

460(47)

Loss on ignition, %

Not less than  0,6


BASALT FABRIC

Basalt fabrics replace asbestos, silica and other fabrics in many spheres of usage. Basalt fabric is a superb insulation, reinforcing and filtering material. In comparison with glass fabrics, those made of basalt have better sound insulation, dielectric and mechanical properties. At the same time chemical resistance of basalt fabrics gives an opportunity to use them in corrosive medium. 

Application:

  • as thermal insulation for welding, production of fireproof shutters and flameproof clothing.
  • as thermal insulation for industrial equipment, furnaces, recuperators, pipelines, turbines as well as for protection of other hot surfaces (fire protection of walls close to stoves and fireplaces, protection of covers from hot tubes, etc.)
  • as a covering material for thermal insulation mats.
  • as a filter to refine end gases from dust at metallurgical works.  
  • in the production of composite materials.

Basalt fabric TBK-100(100)

Fabric density, yarns/cm

Surface density of the fabric

g/m2

Width,

cm

Loss on ignition, %

Thickness, mm

 

Tensile strength,

N/2,5 сm

Warp

Weft

Warp

Weft

10±1

9±1

210±20

100±1

Not less than

0,6

0,19±0,025

Not less than

 784

Not less than

 784


Address: 
JSC “Polotsk-Steklovolokno”
The Republic of Belarus
211400, 30 Stroitelnaya str., Polotsk

Contact data:
Tel. +375-214-415561, 415673, 415767, 
Fax: +375-214-415420
e-mail: sale@psv.by
www.polotsk-psv.by

Back to top

Открытое Акционерное Общество «Полоцк-Стекловолокно» Мировой опыт в производстве стекловолокна и продукции на его основе Eng 中國 日本の

Базальтовое волокно и продукция на его основе

Открытое акционерное общество “Полоцк-Стекловолокно” производит базальтовое волокно и продукцию на его основе — базальтового волокна и продукции на его основе (ровинги, рубленое волокно, ткани, теплоизоляционный материал). Сырьем являются горные породы базальтовой группы. Базальт — это природный материал, который обладает высокой прочностью, стойкостью к применению в агрессивных средах, а продукция, изготовленная из него, имеет длительный срок эксплуатации. По сравнению с другими композитными материалами базальтовое волокно является более экологичным продуктом. 

Температура рабочего применения базальтовых материалов составляет от  — 260°С до + 700°С, разовое воздействие температур — до 1 000 °С. 

Базальтовое волокно на сегодняшний день вызывает всё больший интерес со стороны композитного рынка и рассматривается специалистами, как один из самых перспективных композитных материалов, обладающий уникальным сочетанием свойств.  По своим механическим характеристикам  непрерывное базальтовое волокно занимает промежуточное положение между стекловолокном и углеродными волокнами при относительно невысокой цене. Это делает данный продукт крайне привлекательным для потребителей, для которых есть ограничения по входной цене, но в то же время важное значение имеют высокие механические свойства. Из волокон, представленных сегодня на композитном рынке, карбоновое волокно имеет самые высокие механические характеристики, а Е-стекло — самую низкую цену. Известно, что увеличение на 10% механических характеристик приводит к увеличению цены продукта отнюдь не на 10%.  Когда речь идет о различных специальных видах волокон, таких, как стекла с повышенными механическими свойствами, высокомодульные стекла (S-2) или арамидные стекла, то наблюдается следующий тренд: 10% изменения прочности дают порядка 200% увеличения цены. Базальтовое же волокно показывает  25% увеличение прочности и 15% увеличение модуля упругости по сравнению с Е-стеклом и при этом имеет более низкую стоимость нежели предполагает линия тренда.  

Серьезные исследования в области промышленного производства непрерывного базальтового волокна были начаты в 60х годах одновременно в США и СССР. Основной целью работ было получение высококачественного базальтового волокна для производства ракетной техники. Однако в 70х годах специалисты отказались от этой идеи и сконцентрировались на разработке специальных высокомодульных стекол, результатом чего явилось создание S2-стекла. В СССР работы по базальтовому волокну велись вплоть до конца 90х годов, преимущественно, на Украине. Также были построены фидерные установки в России, Грузии и Казахстане. После распада СССР в 1991 году централизованное финансирование работ прекратилось. При имеющихся знаниях, технологиях и уровне инвестиций, так и не удалось получить волокно, которое смогло бы быть одновременно приемлемым по цене, по сравнению со стекловолокном, и, также, обладающим достаточно высокими механическими характеристиками. Помимо этого, стало очевидным, что в себестоимости производства базальтового волокна, значительную долю занимают затраты на энергоносители и рабочую силу, что, помимо технологических проблем, делало неэффективным производство данного волокна в регионах с дорогим природным газом, электричеством и высокими затратами на оплату труда, то есть в Европе, США и Японии. В результате, в конце 90х годов, несколько заводов на Украине и в России производили низкокачественное непрерывное волокно для применения, преимущественно, в теплоизоляции и огнезащите, то есть там, где потребителям не требуются высокие механические свойства.
Только в начале 21 века, с появлением ряда новых предприятий (в России, Австрии, Китае, Украине),  где были доведены до совершенства технологические процессы, разработаны современные замасливатели и построены большие печи с питателями на 400-800 фильер, ситуация изменилась в лучшую сторону и предприятия стали серийно производить высококачественное непрерывное волокно с высокими механическими свойствами, отличной адгезией к смолам, низким уровнем разнодлинности и по достаточно привлекательной цене. Теперь и на белорусском рынке  появился этот новый продукт, выпуск которого освоило открытое акционерное общество “Полоцк-Стекловолокно”, и который предназначен как для внутреннего рынка, так и  для поставок на экспорт.

Свойства и преимущества базальтового волокна

Базальтовое волокно обладает универсальным набором повышенных характеристик, который выделяет его из других волокон, используемых в композитной промышленности.   Если рассматривать каждое преимущество в отдельности, конечно же, можно найти материалы, более эффективные, чем базальт. Но если потребителю нужен набор свойств, то базальт по соотношению цена-свойства будет идеальным решением. Свойства базальтового волокна значительно превосходят свойства Е-стекла и приближаются к свойствам специальных волокон, таких как S-стекло, химически стойкое стекло, кварцевое волокно. Базальтовое волокно и продукция на его основе имеют повышенную природную прочность, стойкость к влиянию агрессивных сред, длительный срок службы и прекрасные электроизоляционные и термоизоляционные свойства.

Основные преимущества: 

  • Расширенный диапазон температур применения (рабочая температура до 700°С ). Это свойство позволяет использовать материал для тепловой изоляции различного оборудования в применениях, где необходима высокотемпературная изоляция, а также в качестве противопожарных преград, как огнезащитный материал.
  • Повышенная химическая стойкость в кислотной и щелочной средах, а также в морской воде по сравнению с Е-стеклом. Это свойство базальтовых волокон открывает широкие перспективы их применения для конструкций работающих при воздействии влаги, растворов солей, химических и щелочных сред. Это позволяет потребителям заменять металлические конструкции и детали, которые под воздействием химически активных сред подвержены коррозии, легкими, прочными и коррозионно-стойкими продуктами, сделанными из базальтового волокна. Так, базальтовое волокно в разных формах  может использоваться для армирования бетона. Изготовленное из горных пород базальтовое волокно не вступает в реакцию с солями или красителями, поэтому бетонные растворы с добавкой волокна могут применяться и при строительстве морских сооружений, и в архитектурном и декоративном бетонах. В дорожных покрытиях волокно предохраняет бетон и арматуру от проникновения антиобледеняющих солей и агрессивных веществ, а также повышает остаточную прочность и устойчивость к замораживанию-оттаиванию, повышает шероховатость поверхности.  Химическая стойкость базальтового волокна также является одним из определяющих конкурентных преимуществ для его использования в производстве фильтров для химической и металлургической промышленности, а также для производства различных емкостей для химической промышленности и коммунальных служб.
  • Повышенная на 25% прочность по сравнению с Е-стеклом.
  • Повышенный на 15% модуль упругости Юнга по сравнению с Е-стеклом.
  • Экологическая чистота материала. Полное соответствие программе REACH. Готовый продукт не содержит вредных веществ и полностью соответствует протоколу REACH и всем гигиеническим стандартам.
  • Высокая долговечность. Срок службы материалов — 50 лет. Применение таких материалов позволяет добиться экономии за счет долговечности и усиливает безопасность эксплуатации промышленных объектов.
  • Материал виброустойчив. Это свойство позволяет использовать его для изоляции турбин.
  • Материал не поддается воздействию плесени и других микроорганизмов.    
  • Невысокая цена в сравнение с высокой стоимостью стекол специального назначения.

Продукция из базальта, выпускаемая открытым акционерным обществом “Полоцк-Стекловолокно”, и области ее применения. 

БАЗАЛЬТОВЫЙ РОВИНГ

Применяется:
  • для изготовления базальтовых тканей;
  • для изготовления геотекстильных сеток и полотен, служащих для усиления асфальтобетонных покрытий;
  • для изготовления композиционных материалов для автомобилестроения;
  • для изготовления труб для нефтегазовой, химической промышленности газоотводящих труб;
  • для изготовления базальтопластиков, базальтопластиковой арматуры;
  • для производства иглопробивных материалов для теплозвукоизоляции.

Марка нити

Номинальный диаметр элементарной нити, мкм

Количество сложений комплексной нити

Результи-рующая линейная плотность нити, текс

Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании,

%, не менее

Удельная разрывная нагрузка, мН/текс

(гс/текс), не менее

Массовая доля влаги, %,

не более

Тип размотки

Характе-ристика замасли-вателя

БС16_1200Н_76(200)

16

6

1200±5%

0,6

396 (40)

0,2

изнутри

силановый

БС16_2400Н_76(200)

16

12

2400±5%

0,6

396 (40)

0,2

изнутри

силановый

Базальтовые директ-ровинги

БС14 300

14

1

300±5%

0,6

460(47)

0,2

изнутри

крахмально-силановый

БС14 300

14

1

300±5%

0,4

520 (53)

0,2

изнутри

силановый

БС16 400

16

1

400±5%

0,4

450 (46)

0,2

изнутри

крахмально-силановый

БС16 200

16

1

200±5%

0,4

450 (46)

0,2

изнутри

крахмально-силановый

БС20 600

20

1

600±5%

0,4

450 (46)

0,2

изнутри

крахмально-силановый

БС20 600

20

1

600±5%

0,6

450 (46)

0,2

изнутри

силановый



РУБЛЕНОЕ БАЗАЛЬТОВОЕ ВОЛОКНО

Применяется: 
  • в качестве армирующей добавки в производстве фибробетона,
  • для производства тормозных колодок,
  • для производства иглопробивных матов, 
  • в  производстве композиционных материалов.

Марка волокна

Диаметр волокна, мкм

Номинальная 

длина отрезка 

волокна, мм

Содержание 

непрорубов,

%, не более

Массовая доля 

влаги,

%, не более

Массовая доля веществ, 

удаляемых при прокаливании,

%, не менее

Характеристика 

замасливателя

БС16_6_76

БС16 12 76

БС16 24 76

16

6±1,0

(12, 24)±2,0

2,0

1,0

0,6

силановый


БАЗАЛЬТОВАЯ НИТЬ

Применяется:
  • для производства различных тканых и нетканых материалов (тканей, лент, шнуров и прочего), 
  • для производства композиционных материалов на основе эпоксидных, фенольных, полиэфирных и других связующих. 

Марка нити

Номинальный диаметр элементарной нити, мкм

Количество сложений комплексной нити

Результирующая линейная плотность нити, текс

Направление крутки:

S — левое

Z — правое

Количество кручений

на 1 м

Удельная разрывная нагрузка, мН/текс

(гс/текс), не менее

Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании, %, не менее

Характеристика замасливателя

БС12_110

12

1

110 + 5%

       — 7%

Z

20±20%

460 (47)

0,6

силановый


БАЗАЛЬТОВАЯ ТКАНЬ

Базальтовые ткани приходят на замену асбестовым, кремнеземным и другим тканям во многих областях  применения. Базальтовая ткань — отличный изоляционный, армирующий и фильтрующий материал. Базальтовая ткань по сравнению со стеклотканью имеет лучшие звукоизоляционные, диэлектрические и механические свойства. А   химическая стойкость базальтовых тканей дает возможность их применения в различных агрессивных средах. 

Применяется:
  • в качестве термоизоляции при проведении сварочных работ, для изготовления огнезащитных штор, огнезащитной одежды
  • в качестве теплоизоляции промышленного оборудования, печей, рекуператоров, трубопроводов, турбин и защиты иных горячих поверхностей (огнезащита стен около печей и каминов, защита перекрытий от горячих труб и прочее),
  • в качестве обкладки (оболочки) для теплоизоляционных матов,
  • в качестве фильтра для очистки отходящих газов от пыли на металлургических комбинатах,  
  • в производстве композиционных материалов.

Марка ткани

Тип переплетения

Количество нитей на 1см, шт.

Масса на единицу площади, г/м²

Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании,

%, не менее

Разрывная нагрузка, 

не менее

Ширина,

см

Толщина,

мм

Вид замасли-вателя

основа

уток

основа

уток

ТБК-100(100)

полотняное

10±1

9±1

210±20

0,6

784

Н/2,5см

784

Н/2,5см

100±1

0,19±0,025

силановый

TGB-.430-.76(100)*

4-х ремизный сатин

20+1

10±1

430±30

0,6

3500  Н/50мм

2500

Н/50мм

100

+2-1

0,38±0,03

силановый

TGB-.330-.76(100)*

4-х ремизный сатин

20+1

10±1

330±30

0,6

3500

Н/50мм

2000

Н/50мм

100

+2-1

0,28±,03

силановый

* разрабатываемый ассортимент, физико-механические характеристики уточняются по мере набора статистических данных 

Адрес: 
Открытое акционерное общество «Полоцк-Стекловолокно»
Республика Беларусь
211400 г. Полоцк, ул. Строительная, 30

Контакты:
Тел. +375-214-415561, 415673, 415767, 
Факс: +375-214-415420
e-mail: sale@psv.by
www.polotsk-psv.by

Вернуться наверх